Вторник, 30.04.2024
МКОУ ООШ п. Нижнее Пронге Николаевского муниципального ра...
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Форма входа
Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Родительское собрание "Семья и школа - экология души"
06:00
Родительское собрание "Семья и школа - экология души"

Родительское   собрание

«Семья и школа: экология души»

 

Цели:

v Показать важность  и  необходимость  становления  и  развития  высоконравственного,  ответственного,  творче6ского,  инициативного,  компетентного  гражданина  России  в  семье  и  учреждении  общего  образования;

v Создавать  систему  взаимодействия  участников  процесса  воспитания  по  формированию  духовно – нравственного  подрастающего  поколения;

v Познакомить  родителей  с  требованиями  Закон  «Об  образовании»,  ФГОС  начального  общего  образования,  Концепции  духовно – нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России.

 

                                 Особая сфера воспитательной работы –

ограждение детей, подростков, юношества

                                       от одной из самых больших бед – пустоты

       души, бездуховности…

                                 Настоящий человек начинается там, где

    есть святыни души….

В.А. Сухомлинский

 

           Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

 (Слайд 4)    Проблема  воспитания  волнует  человечество  не  одно  тысячелетие,  её  пытались  разрешить  лучшие  умы  античности,  средневековья,  эпохи  Возрождения. В  последние  столетия  эта  проблема  привлекла  внимание  известных  философов,  психологов  литераторов, общественных  деятелей.  И  на  пороге  третьего  тысячелетия  она  остаётся  актуальной.

Во все времена люди высоко ценили духовно - нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в без духовности, переоценке ценностей, потере нравственных ориентиров, безверии, агрессивности. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Поэтому актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения связана с подготовкой высокообразованных, нравственных, творческих людей, любящих свой край и своё Отечество, уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающих значение семьи в жизни человека и общества, принимающих ценности семейной жизни; соответствующих современному уровню экологического мышления. В последние годы в российской системе дошкольного и школьного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В новых комплексных программах в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется большое внимание проблемам духовно-нравственно-патриотического воспитания детей.

 

(Кольюн  Н.Н.)  -  Основные понятия. 

 

2013 год объявлен в России  годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Давайте разберёмся в понятиях. С научной точки зрения экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Душа — внутренний  мир человека – это чувства, мысли, творческие замыслы, желания, отношение к другим людям. Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля (В.И.Даль «Толковый словарь»). Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»).

Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

     Духовно - нравственное воспитание - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Но экология – это не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биосферы, ибо для жизни человека не меньшее значение имеет среда, созданная культурой его предков или им самим. Если природная среда необходима для биологической жизни человека, то культура столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

 

(Секан  О.Н.)  -  История.

 

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение.

 В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха – императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная и воспитательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, – утверждал М. В. Ломоносов, – должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, поэтому в школе ведётся работа по апробации практики обучения и воспитания нетрадиционных форм и методов обучения на основе этнокультурного материала.

         Главными условиями данной работы стали создание условий для проведения занятий в кружковой деятельности, развитие мотивации и потребности в самореализации личности во внеурочное время.

         Мы хотели бы создать в школе такую среду, которая стимулировала бы всестороннее, гармоничное развитие личности, способствовала бы формированию социальной готовности учащихся к самоопределению, развитию способности к творческому самовыражению в учебной, трудовой и досуговой деятельности, при этом учащиеся не должны забывать о своей национальной принадлежности.

 

(Надховская  Н.А.)  -  Духовно – нравственное  развитие  и  воспитание

 

        Духовно – нравственное  развитие  и  воспитание  личности  в  целом  является  сложным,  многоплановым  процессом.  Оно  неотделимо  от  жизни  человека  во  всей  её  полноте  и  противоречивости,  от  семьи,  общества,  культуры,  человека  в  целом,  от  страны  проживания  и  культурно-исторической  эпохи,  формирующий  образ  жизни  народа  и  сознание  человека.

 (Слайд 5)   Духовно – нравственное  развитие  и  воспитание  личности  начинается  и  закладывается  в  семье.  Именно  в  семье  ребёнок  получает  азы  знаний  об  окружающем  мире.  (Слайд 6)  Семья - это  определённый  морально – психологический  климат,  это  для  ребёнка  школа  отношений  с  людьми.  Именно  в  семье складывается  представление  ребёнка  о  добре  и  зле,  о  порядочности,  об  уважительном  отношении  к  материальным  и  духовным  ценностями.  С  близкими  людьми  в  семье  он  переживает  чувства  любви,  дружбы,  долга,  ответственности,  справедливости…

(Слайд 7)  Ребёнок  появляется  на  свет  полностью  беспомощным,  родители  начинают  учить  своё  крохотное  существо  жить  в  окружающем  мире. 

       Экология  семейных  отношений – необходимое  условие  устойчивого  развития  личности,  так  как  именно  в  семье  формируется  и  развивается  представление  о  здоровом  образе  жизни,  прививаются  навыки  личной гигиены,  и  воспитывается  бережное  отношение  к  окружающей  среде.

      Семья – это  такое  пространство,  где  личность  развивается  согласно  своей  природе,  в  логике  осознанного  выбора.

(Слайд 8)       Семейное  воспитание  имеет  ряд  достоинств.  К  ним  следует  отнести  благоприятный  эмоциональный  и  морально – психологический  климат,  атмосферу  любви,  заботы  и  поддержки,  близость  родительского  воздействия,  духовную  связь  и  преемственность  между  поколениями,  постоянный  пример  взрослых,  нравственное  воспитание  личности  через  усвоение  системы  ценностей,  семейных  традиций,  стереотипов  поведения  и  общения  и  т.д.  

(Слайд 9)      Однако  встречаются  так  называемые  неблагополучные семьи,  в  которых,  как  правило,  деформируется  личностное  развитие  ребёнка.

      Под  неблагополучной  понимают  такую  семью,  в  которой  нарушена  целостная  структура,  обесцениваются  или  игнорируются  основные  семейные  функции,  имеются  явные  или  скрытые  дефекты  воспитания,  в  результате  чего  появляются  «трудные»  дети.  Главной  особенностью  неблагополучной  семьи  является  отрицательное,  разрушительное,  асоциальное,  «десоциализирующее»  влияние  на  формирование  личности  ребёнка,  которое  проявляется  в  виде  разного  рода  поведенческих  отклонений.

      Душевное  состояние  и  поведение  ребёнка  является  своеобразным  индикатором  семейного  благополучия  или  неблагополучия.  С  учётом  доминирующих  факторов  неблагополучные   семьи  условно  делят  на  две  группы,  каждая  из  которых,  включает  несколько  разновидностей.

        Первую  группу  составляют  семьи  с  явной  (открытой)  формой  неблагополучия:  это  так  называемые  конфликтные,  проблемные  семьи,  асоциальные,  аморально – криминальные  и  семьи  с  недостатком  воспитательных  ресурсов  (в  частности,  неполные).

       Вторую  группу  представляют  внешне  благополучные  семьи,  образ  жизни  которых  не  вызывает  беспокойства  и  нареканий  со  стороны  общественности,  однако  ценностные  установки  и  поведение  родителей  в  них  резко  расходятся  с  общечеловеческими  и  моральными  ценностями,  что  не  может  не  сказаться  на  нравственном  облике  воспитывающихся  в  таких  семьях  детей.   Отличительной  особенностью  этих  семей  является  то,  что  взаимоотношения  их  членов  на  внешнем,  социальном  уровне  производят  благоприятное  впечатление,  а  последствия  неправильного  воспитания  на  первый  взгляд  незаметны,  что  иногда  вводит  окружающих  в  заблуждение.  Тем  не менее  они  оказывают  деструктивное  влияние  на  личностное  формирование  детей.  Эти  семьи  относятся  к  категории  внутренне  неблагополучных  семей  (со  скрытой  формой  неблагополучия).

      Можно  выделить  основные  условия, необходимые  для  формирования  нравственности  и  духовных  потребностей  в  семье:

§  Атмосфера  любви  и  сердечной  привязанности,  чуткости  членов  семьи  друг  к  другу  оказывает  сильнейшее  влияние  на  детскую  психику,  даёт  широкий  простор  для  проявления  чувств  ребёнка,  формирования  его  нравственных  потребностей. (Слайд  11)

§  Атмосфера  искренности,  так  как  лож  и  обман,  симуляцию  ребёнок  подмечает  с  чрезвычайной  остротой  и  становится  недоверчивым  и  подозрительным. (Слайд  12)

§  Воздействие  словом,  который  оставляет  добрый  след  в  душе  ребёнка.

§  Родители  своим  примером,  поступками,  трудом  должны  являть  образец  нравственности  и  духовности. (Слайд  13)

§  Культивирование  в  семье  положительных  привычек  и  норм  поведения.

§  Создание  условий  для  общения  ребёнка  с  интересными,  духовно  богатыми  людьми  и  нравственными  людьми. (Слайд  14)

(Слайд  15)Проблемы  семейного  воспитания  могут  стать  глобальными  проблемами  того  общества,  в  котором  нам  предстоит  жить.  Если  мы  плохо  воспитываем  своих  детей  или  вовсе  стараемся  переложить  заботу  о  них  на  чужие  плечи, - мы  своими  руками  строим  себе  будущее,  в  котором  нас  будут  окружать,  может  быть,  успешные,  но  равнодушные  люди.

(Слайд  16)     Школа -  единственный  социальный  институт,  через  который  проходят  все  граждане  России.  Наиболее  системно,  последовательно  и  глубоко  духовно – нравственное  развитие  и  воспитание  личности  происходит  в  сфере  образования.  Поэтому  именно  в  школе  должна  быть  сосредоточена  не  только  интеллектуальная,  но  и  духовная,  культурная  жизнь  школы.

(Слайд  17)    Если  духовное  воспитание  до  этого  велось  родителями,  или  вообще  не  велось,  то  теперь  важную  роль  в  формировании  системы  взглядов  ребёнка  играет  учитель  и  от  него  зависит  воспитание   духовно – нравственной  личности  ребёнка.  В  то  же  время  учебно – воспитательный  процесс  современной  школы  не  в   полной  мере  удовлетворяет  потребностям  развивающейся  личности,  поэтому   

образования  детей,  одна  из  основных  задач  которой – раскрыть  внутренний,  творческий  потенциал  ребёнка,  «усилить»  его  творческие  способности.

       Взаимодействие  образовательного  учреждения  и  семьи  имеет  решающее  значение,  для  организации  нравственного  уклада  жизни  ребёнка.

 (Слайд  18)     Таким  образом,  важным  условием  эффективной  реализации  задач  духовно – нравственного  развития  и  воспитания  обучающихся  является  эффективность  педагогического  взаимодействия  различных  социальных  субъектов  при  ведущей  роле  педагогического  коллектива  образовательного  учреждения.

      Основным  содержанием  духовно – нравственного  развития,  воспитания  и  социализации  является  базовые  национальные  ценности,  ценности  «самоидентичности».  Эти  ценности  мы  храним  в  культурных  и  семейных  традициях,  передаём  от  поколения  к  поколению.  Опора  на  эти  ценности  помогает  человеку  противостоять  разрушительным  влияниям.

     

(Слайд  19)

Просмотров: 1663 | Добавил: вера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz