Четверг, 25.04.2024
МКОУ ООШ п. Нижнее Пронге Николаевского муниципального ра...
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Форма входа
 ФГОС НОО впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.

Главным объектом стандартизации выступает Основная образовательная программа (ООП) ступени образования. В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ Стандарт включает три группы требований, предъявляемых к ООП: требования к ее структуре, условиям ее реализации и результатам ее освоения.

В структуре ООП определено соотношение между обязательной и вариативной (формируемой участниками образовательного процесса) частями программ учебных курсов (дисциплин), модулей.

В Базисном учебном плане на каждую образовательную область предлагается задавать только общий объем (в часах) обязательной части ООП НОО. Право распределения этого объема внутри образовательной области по годам обучения, неделям учебного года и формам учебной работы передается непосредственно образовательному учреждению (при этом учреждению предлагаются и типовые варианты).

Для осуществления данного проекта ФГОС предлагается использовать два возможных варианта нормативных сроков реализации ООП начального образования: 4 года или 5 лет. Научные исследования отечественных и зарубежных психологов, многолетний опыт инновационных школ России и мира показали, что критические периоды детского развитии преодолеваются эффективнее, если проходят в привычных для учащихся условиях. Передача 5-го класса в начальную школу может содействовать решению проблемы преемственности между начальной и основной ступенями общего образования. Срок (4 года или 5 лет) определяет само образовательное учреждение. Вариант 5 лет не предполагает растягивания программы начальной школы на 5 лет. 5-й класс предлагается как переходный от младшего школьного возраста к подростковому: он реализует программы пятого года обучения, оставаясь в условиях начальной школы. Таким образом, собственно основная школа, соответствующая подростковому возрасту, начинается с 6-го класса (года обучения) и заканчивается в 9-м классе.

Результаты освоения ООП младшими школьниками предлагается рассматривать комплексно:

-  через оценку предметных результатов, которые трактуются как уровни освоения предметных культурных (то есть сформировавшихся в человеческой культуре) средств и способов действия, получивших обоснование в культурно-исторической теории Л.С. Выготского;

-  через оценку ключевых компетентностей, которые могут быть сформированы к концу начального этапа образования;

-  через характеристику социального опыта школьников.

Акцент в данном стандарте сделан на оценку компетентностных результатов посредством использования современных оценочных процедур, определяющих освоение средств и способов действия. Проверяется, что ребенок действительно умеет делать! Полноценные действия без знаний невозможны, но знания не являются результатом образования сами по себе. Предметные результаты группируются в «грамотности». Множественность понятия «грамотности» в стандарте подчеркивает расширение традиционного понятия языковой грамотности, одновременно с важностью других базовых направлений, все вместе они формируют «новую грамотность», куда входит и «компьютерная грамотность» последних десятилетий и «математическая грамотность», эстетическая и т. д.

Особое место в Стандарте отведено условиям реализации ООП начального общего образования. В нем сформулированы кадровые, финансовые, материальные, информационные и другие условия, которые необходимы для обеспечения современного качества образования. Принципиальным является наличие требований к финансово-экономическим условиям реализации ООП, в основе которых лежит положительный опыт регионов – участников КПМО. Эти требования позволяют рассчитать основанный на реальной образовательной потребности ребенка норматив финансирования в отличие от применяемых сейчас расчетов норматива по сложившимся в прежние годы расходам на зарплату работников и содержание образовательного учреждения.

Для эффективной реализации данного проекта ФГОС НОО необходима разработка пакета нормативных и рекомендательных документов, обеспечивающих оперативное и качественное введение нового Стандарта в массовую практику. Их перечень является частью Стандарта.

Стандарт не может и не должен реализовываться единомоментно. Он задает ориентир, который при оптимальной траектории развития системы образования РФ может быть достигнут для большинства образовательных учреждений за 45 лет. За это время должны произойти:

-       уточнение примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) основной образовательной программы;

-       разработка временных санитарно-гигиенических нормативов для общего образования, которые будут использованы на этапе апробации Стандарта и послужат основой для санитарно-гигиенических нормативов нового поколения;

-       формирование нормативной и методической базы реализации Стандарта (программы повышения квалификации и подготовки кадров, уточненные перечни учебного оборудования, рекомендации по организации образовательного пространства и оплате труда и др.);

-       издание учебной литературы, в том числе экспериментальной;

-       подготовка методических служб и системы повышения квалификации к введению Стандарта. Обеспечение их взаимодействия с массовой школой по реализации Стандарта;

-       проведение массового повышения квалификации и переподготовки педагогов и управленцев;

-       оснащение образовательных учреждений в соответствии со Стандартом (начиная с 1-го класса);

-       нормативное закрепление системы финансирования, обеспечивающей реализацию Стандарта (дополнительное финансирование внеаудиторной групповой и индивидуальной проектной учебной работы по образовательным областям ООП НОО; финансирование тьюторского сопровождения образовательных траекторий обучающихся);

-       введение электронной цифровой отчетности в образовательных учреждениях (электронный классный журнал, дневники обучающихся, отчетность педагогов и администрации).

Введение настоящего Стандарта предлагается осуществить с 1 сентября 2009 года, как это установлено законодательством.

 

Введение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, Концепцией «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях». Стандарт призван создать нормативные условия для реализации основной цели (миссии) общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира; человека, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, проявление его способности к осмысленным и продуктивным действиям в современном мире важнейший критерий качества полученного им образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт имеет открытый характер, т.е. не только представляет перечень необходимого (обязательных условий обучения, результатов образования), но и задает перспективу возможного и желаемого. Он также ориентирован на развитие образовательных учреждений РФ. Его назначение – создать условия для самостоятельной деятельности участников образовательного процесса, планирования и организации ими своей деятельности. В основу настоящего Стандарта положена стратегия, учитывающая наряду с устойчивыми традициями российской и советской школы ее многолетний позитивный опыт (начиная с 1920-х гг.) в области педагогики сотрудничества, развивающего и опережающего обучения и проектной деятельности. Стандарт ориентирован на то, чтобы начальное общее образование стало фундаментом для достижения стратегических целей не только среднего (полного) общего, но и последующих этапов образования и самообразования человека. Начальная школа должна сформировать основы его учебных компетентностей, обеспечить освоение форм учебного сотрудничества и основ грамотности как базовых условий процесса дальнейшего обучения и развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт призван стать одним из инструментов гражданского, нравственного и интеллектуально-культурного становления российского общества XXI века, одним из средств консолидации многонационального, поликультурного и многоконфессионального российского общества посредством утверждения в подрастающих поколениях норм и ценностей, обеспечивающих преемственность родной духовно-культурной традиции, воспитание у детей и подростков открытости, толерантности, гармоничности отношений с людьми и природой.

Настоящий ФГОС НОО создает условия для максимально полной реализации интересов участников образовательного процесса с учетом этнокультурной, региональной, социально-экономической и иной специфики. Он позволяет отразить в образовательной программе образовательного учреждения социально и культурно значимые для местного сообщества приоритеты в сфере этического, эстетического и трудового воспитания детей, приобщения их к ценностям духовно-нравственного и культурного наследия, усвоения родного языка, а также традиций своего и других местных народов.

Соответствие результатов образования требованиям Стандарта – ключевой критерий соблюдения учредителем образовательного учреждения своих обязательств перед обществом и государством. Настоящий ФГОС вводит принцип инвариантности системы цифровой (электронной) отчетности, обеспечивающей прозрачность и публичность предъявления результатов образования. Широкое и активное участие представителей гражданских и религиозных институтов в деятельности общественных советов школьного, муниципального, регионального и федерального уровней управления образованием, превращение образовательной проблематики в постоянную тему ведущих СМИ может стать залогом эффективности введения образовательного Стандарта нового поколения, успешности решения стоящих перед ним исключительных по сложности и значению задач.

 

1. Область применения

 

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию в Российской Федерации.

Основными пользователями настоящего ФГОС НОО являются:

·        педагогические коллективы, разрабатывающие основные образовательные программы НОО образовательного учреждения с учетом требований государства, особенностей развития региона РФ, запросов родителей, возрастных особенностей и возможностей младших школьников, достижений психолого-педагогической науки;

·        руководители образовательных учреждений, их заместители, отвечающие в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы начального общего образования;

·        руководители образовательных систем различного уровня, осуществляющие управление и контроль реализации ООП НОО;

·        структуры, осуществляющие оценку качества образования, в том числе общественные организации, объединения и профессиональные сообщества, осуществляющие общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;

·        разработчики примерных образовательных программ и примерных учебных программ начального общего образования по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

·        учреждения методической поддержки, повышения квалификации и педагогического образования, работающие в области начального образования;

·        авторы (разработчики) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для начальной школы;

·        государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обеспечивающие и контролирующие финансирование образовательных учреждений общего образования;

·        государственные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования.

 

2. Термины, определения, обозначения и сокращения

 

В настоящем Стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а также с российскими и международными документами, относящимися к сфере общего образования.

Основная образовательная программа ступени образования – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, определяющие рамки образовательного процесса по освоению предметных, междисциплинарных и общих ключевых компетентностей обучающегося и его духовно-нравственному развитию.

Основная образовательная программа ступени образования в конкретном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается, утверждается и реализуется этим образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ, рекомендуемых на федеральном уровне, и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов в освоении основных образовательных программ, установленных настоящим Федеральным государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа учебного предмета (модуля) совокупность учебно-методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, описание планируемых результатов обучения, способов и форм оценки достижения этих результатов, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса), которая самостоятельно разрабатывается ОУ на основе Базисного учебного плана и (или) примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), входящих в примерную основную образовательную программу. В цифровом (электронном) формате рабочая программа хранится в информационной среде образовательного учреждения, содержит необходимые ссылки между своими элементами и ссылки на учебно-методическое (информационное и материальное) обеспечение образовательного процесса, в том числе на необходимую учебную литературу, используемую в цифровой и в бумажной форме. По мере реализации рабочая программа сопровождается поурочными отчетными материалами (в том числе сведениями об учебной деятельности учащихся, их работах, материалами учителя).

Дополнительная образовательная программа – совокупность учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, не предусмотренных основной образовательной программой.

Индивидуальный план реализации образовательной программы – документ, фиксирующий выбор обучающимся совместно с родителями и педагогами индивидуального содержания учебных курсов, модулей, технологий обучения, оптимального темпа и ритма образовательного процесса, способов предъявления и оценки результатов, а также различных видов внеурочной образовательной деятельности и способов их оценки.

Обязательная учебная внеурочная деятельность – учебная деятельность, проходящая вне традиционной классно-урочной системы и при этом являющаяся обязательной для учащихся частью образовательного процесса, например, посещение музея.

Необязательные индивидуальные и индивидуализированные групповые внеурочные занятия – занятия педагога или иного специалиста (например, логопеда) с учащимся или группой учащихся, имеющими трудности в учении (в том числе связанные с ограничениями здоровья). При этом обеспечивается индивидуальная помощь каждому учащемуся в группе, дающая возможность учащемуся с этими трудностями справляться и осваивать минимальное содержание учебной программы.

Внеучебная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности (например, туристический поход, собрание клуба учащихся).

Учебный план – план образовательной деятельности по реализации ООП, определяющий перечень образовательных областей, формы и виды деятельности школьников и содержащий объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения предусмотренных ООП образовательных результатов.

Нормативное подушевое финансирование ОУ – механизм финансирования реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, построенный по принципу пропорциональности финансирования числу учащихся и продолжительности работы учителя с ними. 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz